вторник, 21 декабря 2010 г.

А нам бы всем в куклы играть…

Близ метро «Еридасардакан» в обычном ереванском дворике расположился необычный дом. Необычен он потому, что в его подвальном помещении тихо и мирно, словно пытаясь скрыться от людской суеты, живет кукольный театр ”Агулис”.
Всего лишь несколько голых, неокрашенных ступеней соединяют театр с внешним миром. В углу, рядом со сценой, сгорбившись, седоволосый старик с закрученными усами маленьким карандашом что-то выводит на белом листе. Сначала вроде бы непонятные овальные формы, но с каждой новой линией все отчетливее проглядывается мультяшное лицо. Окружают старика многочисленные куклы. Собственно, они его окружали на протяжении всей жизни. Увидев гостей у порога, он с неподдельной улыбкой на лице встает, затем пропадает с виду на несколько секунд, слышны только звуки спускающихся по леснице шагов, и наконец появляется из-за ширмы. Ерванд Манарян.

- К нам всегда дети со взрослыми приходят. Бывает придет бабушка, расположится в первом ряду и возьмет внука к себе на колени. Я же спрашиваю у нее, ведь дома же вы так не сидите, ребенок свободно сам по себе устраивается, где хочет. Так почему же тут по-другому, ведь театр - это тоже дом.
Разумеется дом. Только дома бывают разныые. Маленькие домики и двухэтажные особняки, шикарные виллы и деревенские хаты. Случайный прохожий навряд ли зайдет в дом Ерванда Манаряна. Он из того рода, маленьких. Театр вмещает всего около 50 зрителей. Репертуар театра, как и он сам, очень скромный. Сайчас можно посмотреть только спектакль “Волк и три поросенка”. Как признается сам Ерванд Манарян, постановка очень нравится зрителю и ни один малыш не остается без улыбки. А что может быть важнее этого для актера, пусть даже кукольного, но влюбленного в свой театр.
Низкие деревянные скамейки посередине зала для маленьких, большие «серьезные» стулья по бокам - для взрослых. Стены, обтянутые красной тканью и тусклый свет. В театре Ерванда Манаряна всегда тепло. Особенно по выходным, когда, собственно, маленький зритель и приходит увидеть знакомые образы и в очередной раз порадоваться краху коварного волка.
- Театр - это не просто место, куда прихоят посмеяться. Театр помогает формироваться личности ребенка. Здесь он начиает понимать что есть зло, а что добро, ведь он всегда на стороне трех поросят.
Занавес, который поднимается и опускается каждые выходные, маленькая сцена,  уместившая только домики поросят. Под ней скрывается совсем другой мир. Мир, куда редко попадает рядовой зритель. Мастерская театра. Именно здесь рождаются новые образы и новые характеры. Веселые, хитрые, маленькие, толстые. В мастерской царит нормальная рабочая обстановка - беспорядок. Разбросаны по углам разноцветные ткани и подушки. В одном углу, выпучив живот, стоит кукла без головы. Голова расположилась рядом и ждет момента, когда сможет занять свое законное место. В другом углу развалился ее предок, которому увы уже не суждено увидеть смеющиеся лица. Возраст не позволяет. Уже много лет в “Агулисе” новые характеры создает дочь Ерванда Манаряна, Арпеник.
Удивительный, “агулисовский” колорит. Удивительные куклы и удивительная жизнь. Неудивительные жизненные трудности и при этом - удивительная преданность своему делу. Актеры, за исключением одного, в театре долго не задерживаются. Надо зарабатывать на жизнь, а в “Агулисе” много не заработаешь. Но зато порадуешь.
- Помню, однажды у нас представление было, и так получилось, что пришел только один юный зритель. Кроме него никого больше не было. Мы показали весь спектакль - от начала до конца. Ему очень понравилось.
А ведь многие никогда и не слышали об этом театре. Более того, сам Ерванд Манарян больше известен по своим киноролям. В первую очередь, это Ерванд из «Невесты с севера». Но сам он себя считает театральным деятелем. Родившись в семье актеров, маленький Ерванд большую часть детства провел в театре. Знал каждого актера, каждого работника, каждое представление и каждый уголок театра. И уж конечно, за это время прекрасно изучил и понял зрителя. Полюбил детей.
Сегодня Ерванду Манаряну 85. Он не собирается завязывать с театром. С юношеским темпераментом участвует во всех представлениях. Дети и не догадываются, что голос злого волка - это голос их любимого деда Ерванда. Теплые глаза и по-детски искренний смех, он очень похож на свой театр, или лучше так - театр похож на него.
Двор близ шумной дороги. Двухэтажный дом. Никаких афиш перед ним и никакого шума. Словно пытаясь скрыться от людской суеты, живет здесь семья Ерванда Манаряна. Добрый тетеатр доброго деда Ерванда


1 комментарий:

  1. Статья начинаясь с одного места, совершает круг и кончается на том же месте. Это хорошо. Но, чего-то не хватает. Твоя предыдущая статья (если не учесть спортивный обзор) "Люблю, другую..." чем-то богаче и гораздо лучше этой статьи. Может быть, я ошибаюсь, ведь они же разные статьи. Я просто высказываю свое мнение.

    ОтветитьУдалить